Яир Лапид на Дне демократии в университете имени Райхмана, в Герцлии

Демократия имеет дело с двумя вещами: ограниченными ресурсами и противоречивыми интересами. Это связано с нашей способностью договариваться о том, как нам жить вместе. Другими словами: умение находить компромиссы.

Это непопулярное дело — компромиссы. В политической жизни это обычно уничижительное слово: «ты пошел на компромисс», «ты нарушил свои принципы», «ты не сдержал своего слова», «не выполнил своих обещаний». «Ты соглашатель, ты тиран, ты недостаточно чист».

Я хочу вам сказать. что без компромиссов жить нельзя. Единственное, что не должно быть предметом компромисса — это закон. Соблюдение закона. Верховенство закона. Кроме этого, без компромисса невозможно что-либо двигать вперед.

Компромиссы необходимы, потому что все основные элементы в нашей жизни — это понятия, между которыми существует конфликт.

Свобода и равенство — два основных понятия демократии — противоречащие друг другу понятия. Потому что, если вы живете в человеческом обществе, каждое ваше действие происходит за счет кого-то другого, вредит ему и что-то отнимает у него.

Конкурентная и социальная экономика — понятия, которые противоречат друг другу. Вопросы прав человека и безопасности — понятия, которые противоречат друг другу. Стоимость жизни и окружающая среда — понятия, которые противоречат друг другу. Религия и государство — также. Еврейское и демократическое государство — противоречия.

В прошлом месяце Государству Израиль пришлось балансировать между нашим моральным долгом поддерживать Украину, демократическое государство, подвергшееся неспровоцированному нападению, и нашими интересами в сфере безопасности в Сирии.

Мы осудили вторжение, направили в Украину полевой госпиталь, но мы должны предотвратить возможность того, что хоть один израильский летчик будет сбит в Сирии и взят в плен. Подумайте, что это сделает с израильским обществом? Что это сделает с нашей национальной безопасностью?

В прошлом месяце мы голосовали в кнессете по законопроекту, который позволяет ультраортодоксальной молодежи выходить на работу в возрасте 21 года. В норме ультраортодоксы должны были бы пойти на военную службу в 18 лет, как и все остальные.

Только мы не живем в таком нормальном мире. Мы живем в очень неправильном мире, где приходится выбирать между несовершенными вариантами. Если мы не примем закон, то большая часть ультраортодоксальной молодежи не будет ни служить, ни работать, а продолжит жить за наш счет.

И, конечно же, главный конфликт: палестинский вопрос. С одной стороны, израильские левые, которые говорят, что им нужно дать палестинское государство, но у них нет ответа каким будет это государство? Кто гарантирует нам, что ХАМАС не возьмет в нем власть через пять минут после его провозглашения?

Последнее, что нам нужно, это еще одно несостоятельное, кровожадное, жестокое и недемократическое арабское террористическое государство на нашей границе. Мы не сможем создать палестинское государство, если у нас не будет гарантий, что это будет демократическое и миролюбивое государство.

С другой стороны, израильские правые, которые не могут ответить на вопрос, что именно мы будем делать с пятью миллионами палестинцев? Это демографическая бомба замедленного действия, и они никуда не денутся. Они здесь.

В следующий момент миллионы палестинцев скажут нам: «Хорошо, вы не хотите давать нам государство, давайте мы будем гражданами вашего. Дайте нам голосовать на выборах». Но если они смогут голосовать, здесь не будет еврейского государства. Если им не дать — мы не будем демократией.

Все эти проблемы существуют. Даже если они вам не нравятся — они все равно есть. Единственный способ начать решать их — постепенно договариваться с людьми, которые нам не нравятся, и принимать реалии, которые не совпадают с нашими взглядами.

Некоторые люди не в состоянии сделать это. Этих людей называют «экстремистами». Экстремисты — это люди, которые говорят: «Или ты с нами, или ты против нас». Середины нет. Посередине — компромисс, а компромисс — это плохо.

Экстремисты – это люди, считающие неугодные им факты заговором мнимых врагов. Они полны ненависти и гнева по отношению к фактам. Вместо того, чтобы признать реальность, они хотят, чтобы факты умерли вместе с их носителями.

Люди умеренных взглядов готовы принять даже неудобные для них факты.

Больше всего экстремистам нравятся экстремисты с другой стороны. Потому что они дают причину для их существования. Нас пытаются заставить думать, что по ту сторону находятся не люди, которые думают иначе, чем мы, а люди, которые хотят разрушить все, что для нас свято.

Крайне правые в Израиле постоянно говорят об опасных прогрессистах, которые хотят, чтобы все граждане страны находились под контролем Мансура Аббаса. У меня только один вопрос: сколько таких людей? О ком речь? Где они живут? Если они живут среди нас, то почему мы никогда не встречали никого, кто бы так говорил? Это правда, что есть Гидон Леви из «Гаарец», но невозможно основывать на нем целое политическое движение.

А израильские крайне левые говорят об Израиле как о государстве апартеида, которым правят расистские и склонные к насилию правые, которые хотят построить здесь мессианское галахическое государство и убить следующего Рабина.

Подавляющее большинство граждан Израиля верят в возможность совместного проживания. Он не верит, что левые — предатели, и не верят, что правые — фашисты, и понимают, что центристы предлагают демократию. Не раздор, а действующую систему.

Именно в этот день, год назад, мы проснулись утром и увидели истинные результаты выборов в кнессет. Все тут же объявили, что идут на новые выборы. Не будет никакого правительства. «Ни у кого нет 61 мандата», «Беннет не сядет с Лапидом», «Саар не сядет с арабами». Нет шанса. Но мы всегда говорили: «Циники никогда ничего не строили».

Мы сели за стол переговоров и за 5 дней сформировали правительство. Процесс начался с приглашения руководителей семи партий, входящих с нами в коалицию, и я задал им всем один вопрос: «Как вы думаете, вы можете работать с людьми, которые думают иначе, чем вы?» И как только они сказали «да» — я знал, что мы придем к компромиссу и сможем сформировать правительство.

Поэтому вывод таков: если вы хотите что-то изменить в мире, вам придется идти на компромиссы. Результат не будет идеальным, но, по крайней мере, результат будет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *